Интересные статьи на популярные темы

Ёлка с красными лампочками

Первый выезд начальства на лыжах, Журнал "Крокодил" №1, 1928 г., Рисунок К. Ротова

Рождественская ёлка
стала новогодней после шести лет запрета.

"Многие отмечали Рождество. Но нелегально, дома. Запрещалась и ёлка. Во многих школах висел тогда плакат: «Не руби леса без толку, будет день угрюм и сер. Если ты пошел на елку, значит, ты не пионер."
Юрий Никулин
Юрий Никулин, чье детство проходило в 20-х годах прошлого столетия, в книге-автобиографии «Почти серьезно» в одном из эпизодов очень точно передал дух того времени, написав, что Рождество и ёлка были запрещены.
Кажется, что такого не может быть. Оказывается, еще как может!
С середины 19 века в России появился обычай устанавливать ёлку на Рождество. Позднее ёлка стала ассоциироваться с Рождеством и была уже немыслима без главного зимнего праздника.
Спустя год после прихода к власти большевиков ситуация в корне изменилась. В начале 1918 года выходит «Декрет об отделении церкви от государства», который заложил основы для развёртывания атеистической пропаганды, одной из составляющей которой была борьба с религиозными праздниками.
До 1928 года отношение к празднику Рождество и его непременному атрибуту - ёлке было еще достаточно лояльным. Предпринимались попытки замещения традиционных праздников новыми, например,"комсомольским рождеством", "комсомольской ёлкой". Но эти мероприятия успеха не имели и популярности новой власти не добавили.
Были случаи, когда зимние праздники обвиняли в пособничестве массовой вырубке еловых деревьев, так как всем на Рождество хотелось видеть у себя дома ёлочку, и пьянстве населения по случаю праздников, но посягательств у советской власти на само их существование пока не было.
В этом несложно убедиться, листая периодические издания того времени: газеты и журналы. Например, сатирический журнал "Крокодил" в 1924 году публикует серию материалов с рождественской темой, а журнал "Смехач" в сентябрьском номере 1927-го года, редакция которого проводя активную подписную кампанию, разместила на первой обложке журнала рисунок с изображением рождественской ёлки и опубликовала серию комиксов на эту тему.
Своего пика антирождественская кампания достигла в 1929 году. 24 сентября вышло постановление Совета народных комиссаров СССР, в котором было написано: «В день нового года и в дни всех религиозных праздников работа производится на общих основаниях». С этого момента на празднование Рождества с традиционной спутницей этого праздника- ёлкой и Нового года был наложен запрет.
Журнал "Крокодил" №35-36, 1931 г., Рисунок П. Белянин

Ёлка: конец забвению

"Всюду ёлки, всюду ёлки,
В каждом доме и посёлке."
Из стихотворения Н. Найденовой
Однако в конце 1935 года произошло событие, которое в корне изменило государственную политику в отношении ёлки.
28 декабря 1935 года в газете «Правда» выходит небольшая статья Кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) Павла Петровича Постышева, которая имела огромный резонанс и стала первым шагом к возвращению детям ёлки и зимнего праздника после шестилетнего забвения:
"В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны?
Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец… В школах, детских домах, во Дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская ёлка!.. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком.
Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах".
Газета «Правда», 28 декабря 1935 года
С чего бы это высокопоставленный партийный деятель заговорил о необходимости вернуть опальную ёлку?
Возможно, Павел Петрович Постышев сам, будучи ребенком, «с завистью через окно посматривал на сверкающую разноцветными огнями ёлку…».
Никита Сергеевич Хрущев в книге "Воспоминания. Время. Люди. Власть" описывает такой момент:
"Постышев поднял тогда вопрос: "Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость - рождественская ёлка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?"
Н. С. Хрущев. "Воспоминания. Время. Люди. Власть"
Может быть, Павлу Петровичу стало жаль детей, оставшихся без праздника? Ведь современники отмечали, что он был добрым человеком:
"...Все знали, что Постышев был добрым человеком."
Н. С. Хрущев. "Воспоминания. Время. Люди. Власть"
Скорее всего, Постышев понимал, да и не только он один, что советская власть погорячилась с отменой ёлки, поэтому и взял на себя смелость обсудить этот вопрос со Сталиным. Большевики прекрасно осознавали, что они отняли празднование Рождества и Нового года у всех: и у взрослых, и у детей. Если со взрослыми можно было разговаривать на языке запретов, то с детьми такой вариант воздействия был нежелателен. Ведь подрастающее поколение – это наследие страны, которое настраивать против новой власти было недопустимо. Так же они хорошо понимали, что нужно было воспитывать сторонников и единомышленников. И этот процесс должен быть гибким, массовыми и не однодневным.
Отобрав Рождество и Новый год, советская власть так и не смогла дать людям ничего, что заменило бы зимние праздники и стало популярным. Образовалась идеологическая пустота, которую нужно было заполнить. А этого можно было достичь, только создав иллюзию преемственности, соединив воедино старую «буржуазную», но очень популярную среди населения, атрибутику рождественского праздника – ёлку и новую, большевистскую, концепцию празднование нового года.

Именно по этой причине Сталин без колебания одобрил озвученную Постышевым мысль о возвращении ёлки:
"Сталин поддержал его: "Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям ёлку, а мы поддержим". Так это и произошло. Постышев выступил в "Правде", другие газеты подхватили идею."
Н. С. Хрущев. "Воспоминания. Время. Люди. Власть"

Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее!

"Со звёздами, хлопушками
С пушистыми игрушками..."
Из стихотворения А.Барто
Детям ёлку вернули. Но это была уже другая ёлка, не рождественская, а новогодняя елка, которая заключала с себе уже совсем иной смысл и являлась атрибутом не Рождества, а Нового года, с этого момента ставшим главным зимним праздником страны.
Журнал "Крокодил", №1, 1936 год
Так было положено начало формированию советской традиции празднования нового года, со своими ритуалами и атрибутами, которая развивалась и закреплялась на протяжении десятилетий.

Автор Елена Дымова
Вам понравилось?